Касты и варны

kshatrii-1

Индийское общество четко разделено на варны, или касты.

«Чистых» варн четыре: брахманы, кшатрии, вайшью и шудры. Брахманы — это ученые,подвижники, жрецы. Кшатрии — воины, управляющие, цари. Вайшью -ремесленники, торговцы, земледельцы, а также «служащие», продающиесвой труд за деньги — лекари, артисты и другие.

Изначально принадлежность к той или иной варне определялась по способностям. Учитель-брахман изучал поведение ребенка, просматривал его прошлые рождения. Затем дети подразделялись на варны и продолжали уже особое для каждой касты обучение.В дальнейшем, при смене юг, было закреплено наследственное разделение на касты, что не всегда соответствовало действительности.Ведь варна человека зависит прежде всего от его духовного развития, от того, какой отрезок эволюции пройден в предыдущих воплощениях. В большой степени об этом можно  судить по тому, к чему стремиться человек.

Главное устремление на стадии шудры — КАМА. Это удовольствия,приятные переживания, доставляемые органами чувств.

Для вайшью основной жизненный стимул — АРТХА, или стремление к богатству, к собственности, к накопительству. Ради этого вайшью могут жертвовать чувственными удовольствиями.

Для кшатрия главное — ДХАРМА, выполнение долга. При этом у царей существуют одни обязанности, у руководителей и военных разных рангов -другие.

Каждый кшатрий добивается могущества, процветания, более того, им это предписывает закон: «плох тот солдат, который не стремится стать генералом». Но при этом поступки кшатрия определяются соблюдаемой Дхармой.

Наконец, смысл жизни брахманов — МОКША, или освобождение. Каждая последующая ступень включает в себя весь опыт, накопленный ранее, поэтому кшатрию, например, не сложно овладевать ремеслами (стадия вайшью), но задачу свою кшатрии видят в другом.

А вот шудре научиться новому ремеслу затруднительно, шудры не любят и не умеют прикладывать усилия. Впрочем, и люди более высоких каст могут на какое-то время опуститься на уровень шудры, если они не выполняют своего предназначения, не используют своих возможностей. Но при этом, в отличие от настоящих шудр, они никогда не достигнут удовлетворения, и пока они не возьмутся за настоящее дело, их будет грызть червячок недовольства собой. А шудра поел, прилег — ему хорошо,больше ничего не надо. Но если он пересилит себя, выучиться, то станет вайшью. А потом, может быть, и кшатрием.

Силой йоги за одну жизнь можно пройти весь эволюционный путь от шудры до брахмана и достигнуть мокши. Это очень трудно, но такая возможность существует.

Традиционно в индийском обществе представители каждой касты занимались своим делом, не мешая другим. Например, все сражения между княжествами проходили в поле, при этом ни одна из сторон не трогала ни посевов, ни селений — вайшью и шудры всегда жили в состоянии мира.

Однако такая идиллия была нарушена, когда закрепили наследственную принадлежность к одной из каст. И, конечно, вайшью, родившийся в семье брахманов, будет страдать от алчности, несмотря на воспитание, если не превзойдет свой недостаток. А кшатрий или брахман, родившийся в семье шудр, никогда не смириться с подобным положением, а будет усиленно «выбиваться в люди».

За отмену наследования варн выступали Будда и многие другие учителя, понимавшие истинное положение вещей.

Традиционно только трем высшим кастам разрешалось заниматься йогой. Представителей этих каст называли также «дважды-рожденными», считая вторым рождением возможность изучать Веды (то есть приобщение к знаниям).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *