О Йоге и Йоге в Ведах

Ведических писаний невероятное число, возможно это самое большое в мире собрание духовных текстов. Они раскрывают практически все аспекты жизни любого человека, нет таких вопросов, на которые не могли бы ответить Веды.

Общепринято считать, что мудрец Вьяса (Кришна Двайпаяна) сын мудреца Парашары и Сатьявати, автор четырех Вед и множества Ведант. Но, так как с санскрита слово Вьяса переводиться, как «редактор» или «подробное изложение» вероятно, что подпись Вьяса была общим для всех авторов, кто записывал текст.

Так называемые Шрути (Услышанные), или Веды изначально были одним целым, они являлись извечным, трансцендентным, изначальным знанием, рожденным из первого звука ОМ, произнесенного Брахмой при сотворении материальной природы. Веды говорят о цикличности времени, существуют благостные времена, когда знания не нуждаются в записи, все люди знают веды наизусть, и живут, следуя их законам. Но есть и времена как культурного, так и интеллектуального упадка и для грядущего века Кали, для деградирующего общества не способного запоминать и понять суть Вед  Вьяса разделил их на четыре части и впервые записал.

РигВеда — Веда гимнов
ЯджурВеда — Веда о жертвенных формулах
СамаВеда -Веда песнопений
АтхарваВеда — Веда заклинаний

Несмотря на то, что сам Вьяса говорил про записанные Веды — «знание стали доступны даже шудрам», большинству современных людей Веды невероятно сложны для понимания.

Каждая Веда (Шрути) состоит из четырех частей:

Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады.

Самые древние части- это сборники мантр для богослужения — Самхиты; основа и скелет- Шрути, к ним примыкают Брахманы части Вед объясняющие ритуалы поясняющие процессы церемоний во время жертвоприношений и обрядов;  Араньяка (лесной) — направлены, как и Брахманы, на пояснения техник проведения ритуалов. Позднейшие тексты из Шрути — Упанишады их задачи философские разъяснения понятий Бога, мировосприятия, медитации,основ жизни, устройства общества и быта. Они считаются основной сутью Вед.

shruti-s

Дополняющие Шрути (Услышанное) —  это Смрити (Запомненное), в них входят пять типов писаний:

smriti-s

Дхарма-шастры — 18 книг свод законов, норм поведения и этикета для человека в различные временные периоды.

Итихасы — Истории и сказания, такие как Махабхарата, Рамаяна.

Пураны — некие былины-придания о различных аспектах ведической традиции. Основные такие писания называются Маха-пураны (великие) и Упа-пураны (дополнительные). В них описывается сотворение вселенной, вторичное сотворение после разрушения, генеалогия богов и мудрецов, происхождение людей и истории различных Родов. Кроме этого существуют Стхала-пураны — истории о создании различных храмов и Кула-пураны — истории о происхождении варн.

Веданги — 6 дополнительных текстов:

Вьякарана — (Санскритская грамматика)

Джьотиша — небесное светило (Астрология)

Калпа — (Наука о ритуалах)

Нирукта-(Этимологические трактования)

Шикша — (Фонетика, наука о правильном произношении гимнов)

Чандас — (Наука о поэтической метрике)

Агамы — Писания провозглашавшие наивысшей ипостасью Бога Шиву (Шиваитские Агамы), Бога Вишну ( Вайшнавские Агамы) и Женскую Божественную энергию Шакти (Шактийские Агамы)

agamy-s

Кроме Упанишад классических, существуют «сектантские» Упанишады относящихся к разным школам и традициям:  Вайшнавские упанишады — 14 штук, Шактийские упанишады — 9 штук и Шиваитские упанишады — 14 штук.

Ведические направления и школы

Вьяса так же считается автором Веданта-сутры, эпоса Махабхарата и Шримад — Бхагаватам или Бхагавата-пураны. Несмотря на старания Вьясы, желание разъяснить суть вопроса для грядущего поколения, его писания породили множество школ, споров и комментарий к его тысячелетнему труду. После окончания ведического периода по разным источникам от 1 до 7 тысяч лет до н. э. образовываются шесть Даршан (Астика) — философских ортодоксальных школ ( Миманса, Веданта, Йога, Санкхья, Ньяя, Вайшешика), которые принялись спорить о первичности и важности материальной природы и Бога.

Санкхья — построенная на философии взаимодействия Пуруши (мужская, неподвижная энергия, вселенского духа) и Пракрити( женская, творческая, подвижная материальная природа). Свойства Пракрити непостоянство и вечная изменчивость — это гуны материальной природы: Саттва (благость), Раджас (страсть), Тамас (невежество). Свойство Пуруши  неизменчивой и постоянной энергии — многообразность и способность воспринимать отдельно части как индивидуальное сознание. Пуруша, сам по себе, Ниргуна- не имеющий свойств, но «бросая взгляд» на Пракрити ложно отождествляет себя с ней и проявляя в материальный мир поочередно элементы с их свойствами.

Йога — так же ортодоксальная философская школа и во многом основывается на школе Санкхья. Основателем школы был Патанджали, он автор основополагающего текста «Йога-сутра». Цель освобождение от иллюзий посредством сосредоточения ума.

Ньяя — основной текст «Ньяя-сутра» основана на логической системе познания, достоверном и недостоверном познании. Достоверное — восприятие, вывод, сравнение и свидетельство, а недостоверное познание — память, сомнение, ошибка и гипотетический аргумент. Часто сравнивают эту школу с диалектической школой Др. Греков. Идеи этой школы встречаются в Махабхарате и Рамаяне:  диалектик Готама спорит с Рамой.

Вайшешика — основатель мудрец Канада (пожиратель атомов) и писание «Вайшешика-сутра». Эта школа враждебна к идеям буддизма, но так же, как и Ньяя говорит о вечных атомах ( земли, воды, огня, ветра) и акаши (эфира). Материальный мир не вечен из-за постоянного движения, соединения и разъединения атомов, атомы в свою очередь проявляются благодаря изначальному Творцу. В последствии Вайшешика и Ньяя слились.

Миманса — направлена на подтверждение авторитета Вед, но в большей степени направлена на понимание огненных жертв и мантр. Она признает реальность материальной природы, души и Бога. Благодаря кармическим законам из совокупности атомов создается материальный мир и признания Бога для формирования бытия не обязательно.

Веданта — основана на писаниях Вьясы. Как и Миманса, Веданта признает авторитетность Вед, но упор делает в отличии от нее, не на Самхиты и Брахманы, а на Араньяки и Упанишады. Основная мысль — это самопознание человеком абсолютной истины (Брахмана). Главными текстами признается Веданта-сутра, тексты афоризмов. Они были направлены на укрепление авторитетности вед, из-за распространения буддизма, брахманизм стал утрачивать свое влияние. Интерпретации афоризмов породило множество новых различных взглядов и направлений школ, в частности Веданта породила шесть новых учений, три из которых наиболее распространены на территории Индии – это Адвайта-веданта, Вишишта-адвайта, Двайта. И три более позднего периода, Двайта-Адвайта, Шуддха-Адвайта, Ачинтья-бхеда-абхеда

Адвайта – школа, основоположниками которой стали Гаудопада и Шанкара. Адвайта означает недвойственность. Эта школа считает реальностью только личность Бога, всевышнего Брахмана, а все остальные проявления иллюзорными. Под идеей недвойственности подразумевается единство Атмана и Брахмана.

Двайта — школа созданная Мадхвой. Он утверждал, что джива не является непосредственной частью Брахмана, она отдельна от него, существует вечно, а ее существование зависит от степени погружения в сансару. Также школа считает, что собственных усилий недостаточно для освобождений, Бог сам выбирает тех, кто должен спастись.

Вишишта-Адвайта — школа признающая реальным и личность Бога-Творца и материальную природу, все дживы «возвращаются» в изначальное состояние Параматмы. Основатель Рамануджа.

Двайта-Адвайта — принципы одновременного единства и отличия. Основатель школы Шри Нимбаркачарья, он говорит о трех видах реальности — души, Брахмы и материальной природы. Душа и материя отличны от Брахмана, но зависимы от него. Всевышний является тем кто наслаждается, а материальная природа- то чем он наслаждается. Объекты поклонения Кришна и Радха и метод поклонения Бхакти- йога.

Шуддха-Адвайта — чистая недвойственность. Основанная Валлабхой школа основывается на четырех текстах: Шримад-Бхагаватам, Бхагават Гита, Веды и Веданта-сутра. Первое писание считается наивысшим. Основная идея Парабрахман — неизменнный, без материальных качеств (Ниргуна)бесконечен, проявляет вселенную из себя бесконечно трансформируясь, остается неизменным. Материальная природа вышедшая из Брахмана также является реальной и представляет собой его тело.

Ачинтья-бхеда-абхеда или Гаудия-вайшнавизм — Основатель Читанья Махапрабу, он учил о единении живатмы с Брахманом, но одновременно различной с ним и непостижимостью этого процесса. Наивысшей ипостасью Бога считал Кришну.

sankhya-s

В каждой из этих школ есть своя трактовка слова «Йога» и методы выполнения духовных практик. Многие из которых получили отдельный статус в современном мире и сформировались в отдельные учения и школы.

Йога в ведических писаниях.

Первые упоминания о йоге встречается в РигВеде и используется в смысле «упряжка».

» 1.018.07a Без кого не ладится жертвоприношение даже у вдохновенного,

1.018.07c Тот погоняет упряжку мыслей.

1.018.07c sadhīnāṃ yogam invati

2.008.01a Как стремящийся к награде (торопит) колесницы, (Так) поощри восхвалением упряжки Агни

2.008.01a vājayannivanūrathānyoghānagnerupastuhi

10.114.09a Какой мудрый умеет запрячь стихотворные размеры?

10.114.09a kaśchandasāṃyogham ā vedadhīraḥ.»

В ведических писаниях есть сравнение тела человека с колесницей, его органы чувств это пять запряженных в нее коней, атман — хозяин колесницы, ум это возничий, а дорога по которой скачет колесница это объекты чувств и вероятно, упряжка, благодаря которой ум может направлять свои чувства, это Йога.

Кроме перевода «упряжка» йога имеет множество значений — упряжка, упражнение, обуздание, соединение, единение, связь, гармония, союз и еще множество других. Есть перевод, как идеальное действие и является совокупностью духовных, психофизических практик нацеленных на изменение привычного состояния человека и достижения им высшего духовного состояния Нирваны.

Существует версия первоначального звучания слова йога на территории современной Руси это Иго. В современном понимании это нечто агрессивное, некий политический гнет, но в древние времена Йога звучала, как Иго и произошло от корня «запрягать». «Иго-го» до сих пор ассоциируется с лошадью и не идет вразрез с версией об упряжке.

В различных писаниях говорится о проявлении йоги одновременно с творением материального мира. Например, Шива в медитации познает искусство йоги и дает ее, как средство для постижения истины и избавления от иллюзий. В других вариантах, это делает Брахман рождая Знание, Йогу, Отречение и Тапас, в виде четырех Кумар вечных младенцев, которых никогда не достигнут юности, полового созревания и старости. Несмотря на вариации, парампара йоги ведется от Шивы.

Однажды Шива сидел на берегу реки в медитации, к нему пришла его драгоценная супруга Парвати, восславила его и поинтересовалась, что за ожерелье из человеческих черепов висит у него на шее. Тогда Шива поведал ей, что все это ее головы. Жизнь богов очень продолжительная, случается, они забывают о своем рождении и о смертности. Каждый раз когда ты умирала — сказал Шива, я забирал твою голову и вешал как бусинку на свое ожерелье, и находил тебя в новом воплощении и брал в жены. Парвати была в изумлении от услышанного и спросила у своего супруга, как ей прекратить этот цикл смертей и рождений. Шива ответил, что много раз пытался передать ей знание йоги, но она недослушав всегда засыпала. В этот раз случилось тоже самое, когда держатель трезубца стал рассказывать Парвати о йоге, недослушав она уснула. Тогда Шива воскликнул — «Ну хоть кто-то меня слушает?» Тогда к нему подплыла рыбка и ответила, что она слушала, Шива превратил рыбу в человека и это стал его первый ученик- Матсиендра.

Классическими текстами по йоге считаются Йога-сутра Патанджали, Хатха йога Прадипика, Шива-самхита, Гхеранда-самхита.

Основополагающий и коренной текст йоги это Йога-сутра Патанджали– IIIв до н.э. Такие писания как Сутры рассчитаны на заучивание на память, характеризуются особой грамматикой и излагают мысль очень кратко, используя зачастую, афоризмы и образность. Несмотря на сложность восприятия текста, Патанджали снял некую завесу мистичности йоги и показал, что йога методична, научна и изучаема. Такого рода тексты больше похожи на записки для себя с личными мыслями. Сутры как корни у деревьев, основа философской дисциплины, а ствол и ветви – различные комментарии без которых понять «заархивированный» текст порой невозможно. Комментарии к сутрам обозначается санскритским словом Бхашья, что переводиться как разговор, разговор о сутрах. К Йога-сутрам Патанджали комментариев несколько, два наиболее древних и авторитетных это «Вьяса Бхашья» датируемый X веком н.э. и комментарии Гуруджараджи «Йога Матанга» V век н.э.

Продолжение следует……

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *